Умка в Астрахани
| |
Часть 1 Народу на поезде приехало как-то непредвиденно много, людской поток бежал мимо нас уже минут десять, а знакомых лиц в толпе все не было. "А мы их узнаем?" - спрашивала Алена время от времени. "Узнаем" - бурчал я в ответ, без особой, впрочем, уверенности. Ситуация осложнялась тем, что часть народа перешла через рельсы и топала по параллельному перрону. Приходилось следить не за одним потоком, а за двумя. "А мы их увидим?" "Увидим". Уверенности еще меньше. Я помню по концерту, на котором был уже полгода тому назад, что Умка довольно невысокого роста... И, в принципе, имеет шанс пройти незамеченной... Но Боря, кажется, должен как-то выделиться из толпы. Едва я собрался изложить эти соображения Алене, из толпы благополучно выделились и Боря, и Умка, и гитара, - все они одновременно двигались по соседнему перрону. "В крайнем случае, узнали бы по гитаре," - успел подумать я, перепрыгивая через рельсы и не вполне представляя себе этот самый крайний случай. Через секунду мы уже форсированно знакомились с гостями, слегка, кажется, напугав внезапным появлением на пути. "Юра - это я!" - перегородив Умке дорогу, выпалил я с такой поспешностью, будто поблизости еще человек десять претендовали на это звание. В принципе, у меня была как бы фора, я знал в лицо Умку с Борей, они меня - нет. И, тем не менее, я волновался совершенно несоразмерно обстоятельствам, три раза подряд познакомил гостей с Аленой, которая и сама успела представиться, норовил рухнуть с лестницы, некстати суетился и вообще вел себя малость неадекватно. Впрочем, эта малость заметна была, кажется, только мне - гости были поглощены освоением климата. Им почему-то казалось, что вокруг на удивление тепло. "Смотрите, Боря, здесь снова лето". Притормозив у ларька, Умка купила пиво, вручила его Боре - и мы пошли домой. Лето. Хм. Я тут с семи утра согреться не могу. Что ж тогда за холодрыга в Москве... Дома Умка торжественно выложила из рюкзака кассетки-журнальчики, не без удовольствия наблюдая за моей реакцией: "Что, глаза разбегаются? Так и было задумано. Чтобы ты вот посмотрел на это все, глаза у тебя разбежались и тебе стало хорошо..." Перекусив, наспех пообщавшись и несколько придя в себя, мы вчетвером отправились на прогулку. То есть надо было идти выяснять технические детали предстоящего сегодня концерта, но Умка что-то спросила про Волгу... И поскольку до концерта была целая вечность, я повел гостей какими-то нелогичными закоулками к Новому мосту. Показать старинный город и великую реку, да. По дороге нанесли забавный визит в рок-магазин. Пока Умка с невинным видом изучала там лотки, на которых не было ровным счетом ничего интересного, я расспрашивал продавцов, двух пацанов студенческого возраста: а нет ли, дескать, записей некой Умки? "Умка? а это кто?" - хихикнул один. Кажется, он даже мультик про медвежонка не смотрел. Второй подошел к делу более серьезно: "вас, я так понимаю, наш рок интересует? сейчас..." - и выложил на прилавок горку видеокассет с самопальными записями ГО, Янки, Кино, еще чего-то... Когда-то в такой подборке я видел и Умкину запись, и именно в этом магазине, но в этот раз не повезло. Так никем и не узнанная Умка оставила на прилавке записку (эх... автограф ведь!) с приглашением на концерт и предложила озадаченным продавцам тоже подойти к "Бомбе" в означенное время. Те, кажется, так и не решили - разыгрывают их или нет. Ну и ладно. Пора к Волге. Великая река в эти дни почему-то нахально обмелела. Далеко внизу плескалась вялая вода, едва прикрывающая дно с валяющимся там и сям мусором. Озадаченно посмотрев вниз и пробормотав про себя: "странно, недавно еще была на месте" - я как мог объяснил, что река не в лучшей форме и повел экскурсию дальше в центр города, уводя от позорного вида с набережной.
Вообще, Астрахань произвела на Умку такое же приятное впечатление, какое уже неоднократно производила на многие приезжавшие к нам в гости творческие натуры... Наверно, приезжать сюда издалека и впрямь занятно. Как в музей. Вот жить... Дальше по плану у нас была встреча с Саней. Саня и есть та девушка, которая придумала устроить Умке концерт в Астрахани. Собственно, не только придумала, но и устроила. После встречи Умка чуть ли не сразу озадачила ее простой мыслью, которую уже успела высказать нам: глупо так далеко ехать ради одного концерта. Может, получится поиграть еще где-нибудь? Когда-нибудь? Да пожалуйста... Кто бы возражал. Так концертов из обозначенного на уже расклеенных афишах одного стало два. Первый - сегодня, то бишь в пятницу, второй - в воскресенье. На афишах, кстати, музыканты были громко обозначены как Умка и Броневичок. Мы ведь довольно долго не знали, сколько народу прибудет с Умкой. Боря в роли Броневичка, впрочем, чувствовал себя нормально, по крайней мере, не протестовал. Ну и слава богу, а то у меня, признаться, были некоторые сомнения.
Вдохновленная размерами аллергического жилья, Умка обронила, что хоть жить тут и нельзя, но зато можно устроить квартирник. Слово "квартирник" своим заманчивым звучанием вдохновило Саню на ходу изобрести третий концерт, уже без афиш и вообще слегка засекреченный, для небольшого количества публики. Его назначили на завтра, только не здесь, а в некоем потайном зальчике, где есть даже сцена и ряды кресел. Когда оргвопросы в первом приближении удалось утрясти, Саня отправилась за второй гитарой, а мы пошли в центр города. Кремль, Успенский собор - в общем, обязательная программа для новоприбывших. Свежий взгляд все-таки много значит, и даже в родном городе для меня неожиданно нашлась масса интересного. У какой-то стены с объявлениями Умка замерла на секунду, а потом начала зачарованно, не говоря ни слова, отцеплять от кирпича пожелтевшую уже бумажку. На бумажке надпись: РОССИЙСКИЕ КУРСЫ ПЕРЕРОЖДЕНИЯ. Адрес, телефон, все чин чином. Перерождайтесь на здоровье. В продолжение темы на книжном лотке у Кремля опять же Умка обнаружила томик, автором которого был указан некий Будда. "Боря, вы в курсе, что Будда книжки писал?" "?.." "А вот." Внутри, в аннотации, еще и фамилия этого Будды оказалась - Готтата, не как-нибудь...
![]() В Кремле от внимания Умки не скрылись не только его архитектурные памятники, но и самые мелкие обитатели. Мы стали свидетелями ее серьезной беседы с попавшимся на пути богомолом, который изо всех сил притворялся веточкой. "Ну ты чего? Не бойся. Я такая же как ты, только больше..." -- перефразировала Умка сама себя, но насекомое импровизации не оценило. После прогулки отправились назад к Сане, смотреть гитару. Гитара найдена сносной, с Саней забита стрелка за час до концерта, местному каналу Умкой заочно дано добро на телеинтервью - можно снова слетать домой, сил набраться. Дома мы с Аленой по незнанию (сами-то привычные) учинили гостям небольшой арбузный передоз. Вообще, способность аборигенов поглощать арбузы в немеряном количестве так и осталась для Умки загадкой. "А что, ребята, - убито спросила она после обеда, - может, мы никуда не пойдем? А вы за нас там поиграете?" Идея не нашла поддержки, и вся толпа, усиленная подоспевшим из Питера Бертом, начала движение в сторону "Бомбы". Умка по дороге оторвала кусок картона от коробки, валявшейся у ларька и, сидя в автобусе, начала что-то задумчиво на нем записывать. Я хоть к тому времени и был в Бомбе и ее окрестностях двести раз, но оптимальный план захвата клуба с помощью транспорта так у меня в голове и не сложился. В результате всех гостей плюс Алену я высадил черт знает на какой промежуточной остановке и повел их к рок-убежищу пешком по малознакомым улицам с непринужденностью Ивана Сусанина. Всем, естественно, казалось, что так и надо, и поэтому никто ни капельки не спешил, хотя телевидение в клубе томилось уже никак не меньше получаса. Я убежал немножко вперед - ага, так и есть, народ во главе с Саней стоит у входа в бункер и нервно осматривается. "Не спеша, не-не, не-не, не-не-не не спеша" - растянувшаяся на полквартала кавалькада из пяти человек добралась наконец до Бомбы и разделилась на зрителей и виновников торжества. Последних ждали аппарат, который надо было настроить, и телевидение, с которым надо было поговорить. Ведущая "Рок-Полигона" Тамилла, заметно нервничающая, какое-то время не могла решить, как лучше попросить насчет интервью - легенды про Умкину неприязнь к журналистам свое дело сделали. Когда она-таки набралась решимости, выяснилось, что определенные разногласия все же налицо: Умке непонятно, зачем ради интервью надо тащиться куда-то в бар, когда есть такая удобная сцена, на которой им к тому же надо настраиваться, а оператору сама мысль о смене тщательно выстроенной фоновой картинки, традиционной для "Рок-Полигона", кажется просто кощунственной. В итоге Умка согласилась-таки на идеи телевизионщиков, но с условием: "пусть со мной еще ребята сядут, чего я одна буду за столом". Из "ребят" под рукой оказался только я и был беспощадно усажен за столик. Включилась камера, Тамилла, как и положено профи, в кадре мигом перестала волноваться, интервью пошло своим чередом, а я как можно дальше откинулся на спинку стула, прячась от взгляда объектива. Чего мне там делать, в кадре-то? Тамилла: Тебе не кажется, что слишком близко стоят понятия "свобода", "анархия", "вседозволенность"? Что вообще для тебя свобода? Умка: Сложный вопрос... (смеется)... можно, я не буду говорить, что свобода - это осознанная необходимость? Я лучше сон расскажу. Только мне картинку нарисовать надо будет. Это мне в поезде сегодня приснилось - вот иду я по снегу, снег глубокий, и мне хочется не идти самой, а чтобы меня тащили, типа на веревочке. А рядом идет крепкий мужик в чунях, чувствуется, что он такой.. бывалый... то есть то ли сидел, то ли что-то такое. И он говорит - что, небось, хочешь, чтоб тебя на веревочке тащили? Хочу, говорю. А он отвечает - - а я вот не хочу, чтоб меня на веревочке тащили. Потому что я - свободный. А знаешь, почему я свободный? Почему, говорю. А потому, что я (когда сидел - это подразумевается, но не говорится) -- я рисовал своего ангела-хранителя. Те, кто его рисует - становятся свободными. А ты еще молодая, чтобы рисовать своего ангела хранителя. Хочешь посмотреть, какой у меня ангел-хранитель? Хочу.. Вот - и в ответ как бы изображается в воздухе... (Умка берет ручку и блокнотик) ... изображается вот такая... такая примерно фигня... Вот он какой. Можете его сфотографировать.
Тамилла: Если на две чаши весов положить песни и философию, что перевесит? Я (делая вид, что меня нет): Филологию... Умка (примиряюще, как бы не замечая оговорки): Ее можно и философией назвать... А ничего не перевесит. Мне вот недавно притчу рассказали. Про одну женщину, которая практиковала учение дзен, то есть была как бы "учительницей"... ну, женщиной-учителем. Она однажды разделась догола и встала на главной площади города, держа в каждой руке по шали. И когда ее поносили, она завязывала узелок на одной шали, а когда превозносили - на другой. Потом пришла к ученикам, положила обе шали на разные чашки весов и сказала - смотрите. На одной шали сколько-то узелков, и на другой сколько-то. А весят они все равно одинаково... Успевшего расслабиться и потерять бдительность, меня на несколько минут все-таки вытянули на свет божий: Умка сослалась на меня как на одного из виновников своего приезда. "Как это получилось?" - повернувшись ко мне, официальным тоном спросила Тамилла. Начав мямлить что-то в том смысле, что не имею ко всему этому прямого отношения, под иронично-понимающей Тамиллиной улыбкой я окончательно потерялся и, замолкнув, снова поспешил спрятаться в тень. Тамилла: Скажи, что тебе нужно, чтобы быть счастливой? Умка: Целый мир. И более того... Наконец, после долгожданного "всем спасибо, все свободны", я выбрался из своего уголка и пошел занимать место в зале. Самое интересное должно было начаться с минуты на минуту.
|